Одежда русских крестьян была очень практична в изготовлении и носке (как и всякая традиционная одежда). В то же время каждая деталь русского костюма имела мифологическое обоснование и объяснение (почему используется тот или иной цвет, форма, размер). А особенности кроя, украшения и выбор материала сообщали о социальном статусе и имущественном положении носившего костюм.
(поэтому здесь одежда каждой возрастной категории описывается с учетом
трех функций народного костюма: утилитарной (у), социальной (с), мифологической(м)).
От рождения до 7-8 лет : младенец.
При рождении ребенок получал свою самую первую собственную вещь:
пояс. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пеленки (на голое тело). Символически это понималось как защита от сглаза и злых духов, необходимая ребенку до крещения (пояс образует вокруг тела круг - древнейший защитный символ). Младенческий пояс мог быть просто шерстяной нитью, которую мать выпряла во время беременности.
Пеленки же изготовлялись из старой одежды родителей, причем для девочки - из рубахи матери, а для мальчика - из рубахи отца. Это означало продолжение и поддержание той связи, которая была у матери с плодом
во время беременности.
| |
Крестильная рубашечка младенца из знатной семьи. Московская обл, XVII век. Рубашечка полностью копирует взрослую рубаху того времени. |
Нужно отметить, что для крестильной рубашечки требования были особые: холст брался обязательно новый, и рубашечка украшалась цветными детальками и (если позволял достаток семьи) золотым шитьем (правда, обычная вышивка не допускалась, как несущая языческую символику). Крестильные рубашечки хранились в семье, но по наследству не передавались.
Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен или середины икры) белую, не украшенную ничем рубаху, конечно же подпоясаную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 7-8.
| |
|
Мальчик в повседневной рубахе. Рязанская губ., Касимовский уезд,
с. Увяз, 1914г. | |
Девочка в повседневной рубахе. Воронежская губ., 1908г. |
Никакой другой одежды у детей не было (ни штанов у мальчиков, ни юбок-сарафанов у девочек). Детские рубахи шились (перешивались) из старой одежды родителей или старших сестер-братьев.
- (у) Дети быстро растут и одежду носят не очень аккуратно, поэтому делать нечто нарядное каждые полгода-год - дорого и трудоемко.
- (с) Неполный костюм отражал социальную незрелость и неполноценность носящего.
- (м) Считалось, что на детях этого возраста еще сохраняется отсвет Ирия (Рая), откуда они пришли в этот мир. Поэтому обереги(1)Оберег - от слова "оберегать". То же самое, что "талисман", только по-русски. (а вышивки и цветные детали одежды были именно оберегами) им пока не нужны ("защитники Рода их пока еще и так помнят").
Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев,
на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.
7/8 - 14/15 лет : отрок/отроча.
В 7-8 лет ребенок переходил в другую возрастную категорию (из младенцев в отроки). Отроками считались дети до 14-15 лет. Одежда в этом возрасте приобретала половые различия. Мальчики получали первые в своей жизни порты (штаны) и взрослые картузы. Девочки начинали носить более длинные (до щиколотки) и уже украшенные рубахи. Кроме того, они получали первые бусы (которые тоже являлись оберегом — все тот же круг, как и пояс). Также в этом возрасте девочкам протыкали уши и дарили первые серьги. В качестве верхней одежды девочки и мальчики получали балахоны (мы бы сейчас определили балахон как легкий плащ-пыльник из белого холста или пестрядины(2)Ткань из нитей разного цвета и фактуры, в мелкую клетку.).
| |
|
Крестьянин с сыновьями.
Рязанская губ., Касимовский уезд,с.Большие Пекселы, 1910г.
| |
А.Г.Венецианов. «Крестьянские дети в поле», 1820г. Девочки в балахонах, подпоясаных тесьмой. Низ рубах у девочек украшен красной полосой.
|
На одежду ребенка в этом возрасте постепенно начинали накладываться обереги ("предки-защитники уже забыли этих детей, нужно напомнить"). В первую очередь это была красная оторочка по вороту, разрезу горловины, срезам рукавов и подолу.
Красный цвет в крестьянской символике соответствовал крови и огню, так что в данном случае имелась в виду "огненная" защитная полоса, на которой любое зло, пытающееся пробраться к ребенку, "сгорит". В рубахах девочек также добавлялись красные палики (прямоугольные плечевые детальки — чтобы «предкам с неба было лучше видно»). Пояса у детей этого возраста были еще простые, витые («веревочки»).
| |
|
Рубаха девочки-отрочи (10-12 лет). Ярославская губ.,середина XIX века. Реконструкция Ирины Жуковой
описание рубахи >>>>
| |
А.Г.Венецианов. «Крестьянский мальчик». 1823г. |
Далее, годам к 12ти у мальчиков на рубахах появляются ластовицы (подмышечные квадратные детальки красного цвета), а у девочек, вдобавок к ластовицам, еще и небольшая ритуальная вышивка по подолу рубахи. Ластовицы означали "огненную" защиту для рук, которыми человек работает (а в этом возрасте крестьянские дети уже имели свои обязанности по дому, ходили за скотом и помогали в поле). Вышивка была призвана с одной стороны привлечь к созревающей девочке энергию Матери-Земли, и с другой стороны "отфильтровать" ненужные влияния, исходящие из земли же (все-таки Земля - не только Мать, но и обитель мертвых). К концу периода отрочества мальчики получали также обувь (лапти или сапоги, в зависимости от местной моды и богатства семьи). Девочки в это время проходили обряд "вскакивания в поневу" и получали либо свою первую юбку-поневу (в южных губерниях России), либо первый сарафан, пока еще холщовый, белый или неяркого цвета (в северных губерниях и за Уралом и в Сибири).
- (у, с) Нарядная одежда младшего брата/сестры давала возможность старшим сестрам продемонстрировать свое рукодельное мастерство, а родителям - свой достаток. Также считалось, что в этом возрасте у детей начинает формироваться интерес к противоположному полу и, кроме того, смена костюма являлась сигналом для ребенка : "начинай осваивать взрослые модели поведения".
- (м) "Небесные покровители" уже начинают забывать ребенка, поэтому надо им "напоминать" и, так сказать, "указать направление работы", т.е. на одежду начинают накладываться "графические заклятия" на взросление и созревание ребенка.
14/15 - до свадьбы (или в крайнем случае до 25 лет) : жених/невеста.
В 15 лет человек считался созревшим для вступления в брак. Одежда молодежи брачного возраста своей пышностью, сложностью и обилием модных деталей отражала избыток жизненной энергии, которым (как считалось) должен обладать молодой человек или девушка, чтобы продолжить род. (NB : упомянутый у А.С.Пушкина брачный срок в 13 лет согласно церковным записям того времени был скорее отклонением, нежели правилом).
Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала: фабричного кумача(3)Кумач - хлопчатобумажная ткань ярко-красного цвета. или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшеными символами плодородия. Полный "жениховский" костюм состоял из примерно 15ти предметов. Обязательной становится шляпа (а не картуз) (которая после договора между семьями о свадьбе украшается цветами и лентами). Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай - городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки).
Ансамбль «КрАсота», Новосибирск. Костюмы реконструированы по материалам этнографических экспедиций по Забайкалью. |
|
|
Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое : в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).
| |
Рубаха парня, сосватавшего себе невесту. Забайкалье, середина XIX века. Реконструкция Ирины Жуковой.
описание рубахи >>>> |
- (у) В этом возрасте утилитарная функция входит в противоречие с социальной. В ритуале "молодежных ватаг"(4)Ватага - объединение молодых парней (в сущности, рудимент боевой дружины)., в которых был обязан участвовать каждый парень жениховского возраста и статуса, очень большое место занимали разного рода драки, мордобои, хулиганства и т.п. А в драке важно было разрывать и портить одежду противника (это считалось унижением). Поэтому по наследству такие рубахи у парней практически не передавались.
- (с) Юношескую одежду любая семья обязана была делать богатой и пышной, дабы продемонстрировать односельчанам свой достаток и способность содержать молодую семью (часто даже люди копили на эти костюмы по нескольку лет, отказывая себе в не то чтобы самом необходимом, но заметно ужимая потребности). Сделать весь костюм "за один присест" могла себе позволить уж совсем богатая семья, а никак не средний класс. Поэтому зачастую костюм "достраивался" с течением времени. Т.е. сначала шился один предмет, не очень сильно украшенный, потом шился еще один или доукрашался первый, и.т.д.
- (м) Родители демонстрировали предкам способность и готовность содержать молодую семью. Сам же парень давал понять, что он готов для перехода в новый статус (белый цвет рубахи). Кроме того, шляпа символизировала сексуальную зрелость и готовность к продолжению рода.
Девушки-славницы (девушки брачного возраста) по части моды от парней не отставали: в их костюмах, помимо традиционных вещей, появлялись галоши, зонтики от солнца и даже перчатки. Хотя, основу составляли все же предписанные традицией вещи: рубаха, сарафан (или понева, в зависимости от местного обычая), душегрея(5)Утепленный лиф на лямках, длиной примерно до талии. (или навершник) и головная повязка, оставляющая открытым темя. Но шилась одежда уже из очень богатых материалов: для рубахи использовался беленый лен, для сарафана — парча (на Севере), шелк (в Сибири и Забайкалье), или дорогой фабричный кумач (в центральных и особенно южных губерниях). Основным цветом одежды девушки становился красный.
| |
|
Девушки в праздничных костюмах. Архангельская губ., Архангельский уезд. 1902г.
| |
Е.А.Елисеев. «Невесты. Троицын день». 1907г. |
Головные повязки девушек-невест вообще являли собой маленькие короны : они делались на твердой основе из парчи и шелка, украшались золотым шитьем, речным жемчугом и стразами. Узоры, изображаемые на них, несли в себе символику плодородия (растительные мотивы, птиц, и .т.п.) Эти узоры сохранялись на девичьих уборах вплоть до начала XX века.
| |
Архангельская девичья повязка. Вторая половина XIX века. Реконструкция Т.Вальковой |
- (у) "Невестин" костюм девушки (еще девочки) начинали готовить себе примерно с 8 лет, поскольку работы это требовало много.
- (с) Такой костюм позволял невесте продемонстрировать свое мастерство как ткачихи-пряхи-швеи-вышивальщицы.
- (м) Символически красный цвет связан с плодоносящим началом, и с сугубо земными (плотскими) аспектами плодородия (КРАСивый - красота человека понималась как готовность к размножению, как выражение плотской мощи). Таким образом, обилие красного цвета в одежде девушки обозначало ее зрелость и готовность стать матерью.
дальше >>>
|