РУССКАЯ ВЕРСИЯ

ENGLISH VERSION

КОСТЮМЫ
ВЫШИВКИ
МАГАЗИН
КЛАССЫ
ССЫЛКИ
ПИШИТЕ НАМ


Костюмы >>> Реконструкции >>> Пожнивная рубаха

Откуда:
Вологодская область.
Время:
середина 19го века.
Возрастная категория носившей:
начиная с возраста невесты и до окончания детородного периода.
Социальная категория носившей:
девушка ( но НЕ "старая дева" !) и/или замужняя женщина.
Работа
Ирины Жуковой.

Как это ни парадоксально, но каждый "истинно православный" житель русской деревни был обязан иметь комплект ритуальных языческих костюмов для разных житейских ситуаций (почему так исторически сложилось - разговор отдельный, и об этом - не здесь). Покрой и декор этих костюмов был очень архаичен и сохранялся неизменным вплоть до середины 20го века (в частности, в них так и не начали использовать набивные фабричные ткани, допускался только фабричный однотонный кумач). В качестве основной (белой) ткани использовался беленый ("двухгодичный") лен, который дает яркий белый цвет (в отличие от небеленого - кремового). Полосатые и пестрые участки шились из красно-белой пестрядины.

Кроме того, в России в каждой губернии (а зачастую даже и в каждой деревне) был свой фасон одежды. Согласно записям ученых-этнографов бр.Соколовых [5](конец 19-начало 20вв), даже еще в это время на ярмарке в центральных районах России можно было по костюму определить, из какой деревни приехали люди. Поэтому фасон вологодской пожнивной рубахи разительно отличается от ярославской.

Пожнивные рубахи должны были надевать ВСЕ женщины и девушки деревни в первый день сбора урожая (вот в этой книге [1] есть архивные фотографии). Покрой рубахи характерен для северных и центральных губерний России : так называемые "прямые палики" (плечевые детальки красного цвета), манжет без оборки, красная ластовица и красный "контурный" оберег по срезам (горловина, низ рукавов, низ рубахи). Поскольку рубаха предназначена для урожайных земледельческих работ, то палики (плечи) не вышитые, а просто из красной пестрядины (каюсь, в данном случае я использовала набивную ткань в мелкий пестрый узор).

По земледельческим представлениям, Мать-Земля буквально "рожала" рожь-пшеницу-и т.п., затрачивала на это часть своей плодоносящей силы. Соответственно, собирая урожай, люди должны были ей эту силу возместить, иначе в следующем году ничего не вырастет. Поэтому жнивная рубаха предназначена в мифологическом плане как раз для передачи энергии от женщин-жниц Матери-Земле. Здесь это отражено четырьмя очевидными деталями :

уголками-"лучами" по рукаву и подолу (женщина-жница, как солнце, излучает энергию плодородия)
"лучами" на уровне молочных желез
тремя "каплями крови"на подоле
длинными вертикальными полосами по переду всей рубахи (энергия символически "стекает" в землю)

Литература
  1. "Русский традиционный быт (энциклопедический словарь)" (СПб, "Азбука-Классика", 2003)
  2. Справочник "Мужики и бабы (мужское и женское в русской традиционной культуре)" (Санкт-Петербург, "Искусство-СПБ", 2005)
  3. Н.Соснина, И.Шангина "Русский традиционный костюм" (иллюстрированная энциклопедия) (Санкт-Петербург, "Искусство-СПБ", 2001)
  4. Ф.М. Пармон, работы по сравнительному анализу русской традиционной одежды.
  5. Б. и Ю.Соколовы. "Белозерская деревня и ее быт" (СПб, Изд. отд-я русского языка и словесности Императорской Академии Наук, 1915)
  6. В.Я.Пропп "Русские аграрные праздники" (М., "Лабиринт", 2000)