Вскоре после освобождения русских крестьян от крепостной зависимости (в 1880е годы) среди российской знати и горожан возникла мода "на все русское". Знаменитые композиторы писали оперы на "народные" темы. В города стали приглашать крестьянок - песенниц и сказительниц былин. В дорогих ресторанах "для благородных" принялись подавать блины. Кроме того, в моду вошли "русские платья" для балов-маскарадов и просто балов. Даже у царской семьи были такие костюмы (сохранилось несколько роскошных сарафанов, принадлежавших императрице Марии Федоровне).
Костюм, показанный на фотографиях, подарен потомками российских эмигрантов, бежавших из страны после революции 17 года. Когда и для чего он был сделан, к сожалениию неизвестно. Конечно же, это не традиционная русская одежда, а стилизация под нее. Но можно предположить, что изготовители видели настоящие деревенские вещи. Вертикальные полосы по центру переда сарафана в конце 19 - начале 20 века были обязательным элементом для одежды крестьянок северных и некоторых центральных губерний. Сарафан и головной убор украшены бусами, имитирующими речной жемчуг - им богато расшивались северные кокошники и кички. На головном уборе сзади пришит бант - ярославские и вологодские крестьянки украшали себя в праздники, прикалывая шелковый бант к своим борушкам и моршеням. Но вот великолепную вышивку золотым шнуром по подолу сарафана следует полностью отнести на счет воображения мастера.
В целом это - элегантная фантазия "по мотивам русской одежды".
|
Литература
- "Костюм в России XV - начала XX века (из собрания Государственного Исторического Музея), фотоальбом" (М., 2000)
- Соколов Б. М. и Соколов Ю. М. Сказки и песни Белозерского края. М., 1915
- "Русский традиционный быт (энциклопедический словарь)" (СПб, "Азбука-Классика", 2003)
- Пармон Ф.М., "Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества"
|