Этот костюм скопирован с оригинала, находящегося в коллекции Российского Этнографического Музея (Санкт-Петербург). Нашей участнице посчастливилось подробно изучить покрой и вышивку подлинника, но, конечно, материалы в этой работе использованы современные, и сшито все на машинке, а не вручную.
Наряд состоит из рубахи с расшитыми рукавами и отложным воротником, гарсета (род жилетки) и передника. В оригинале рубаха сшита из домотканого льна, а вот гарсет и передник - уже из фабричного хлопка (передник) и кумача (жилет). В копии мы постарались передать эту разницу в материале разным цветом рубахи и передника (рубаха - кремовая, передник - чисто белый).
Пояс к музейному подлиннику не прилагался. Причину мы не знаем, но можем предположить, что обережную функцию пояса выполняла повязка от передника. Или же, как и в ряде южных губерний России, пояс допускалось носить под одеждой (прямо на теле), и он мог быть просто длинной шерстяной нитью.
Рубаха украшена богатой вышивкой. Причем, в полном соответствии с моментом (середина 19 века), детали рубахи, еще сохраняющие обрядовое значение (палики - плечевые детали - и подол) расшиты древними "священными" символами, а вот сам рукав уже "просто украшен" (хотя даже в этом чисто декоративном узоре еще просматривается его языческая ритуальная основа).
Вышивка палика выполнена в технике "набора". По красному фону тонкими белыми полосками "прорисованы" знаки Крады (священный костер, жертвоприношение мужским богам) и Матушек-Рожаниц. То есть, весь узор читается как гармония мужского и женского начал.
|
|
|
|
Крада |
|
Матушки (стрелкой указано стилизованное изображение Дочери) |
|
|
|
(вот такой же узор из другой губернии. Здесь отдельные символы видны лучше, причем Матушки показаны белым цветом). |
Кстати, интересный факт: белорусская вышивка (узор и техника) полностью идентична вышивке на палике воронежской рубахи из коллекции Сергея Глебушкина. Только воронежский образец, как ему и полагается, выполнен черными нитками.
Вышитая полоса по подолу тоже сделана "набором". Этот оберег можно прочесть двояко.
1) Еще одна версия "Гармонии мужского и женского начал". Здесь ромб – это "засеянное поле", символ Земли и материнства. По сторонам – деформированные "крады": "живой" огонь, мужская суть в ее земном проявлении.
2) Если же обратить внимание на волнистую линию наверху узора – "небесную" воду, "хляби небесные" - то вышивку можно толковать как "Благословение семи основ мироздания". Земля, Вода и Огонь уже обнаружены, воздух и Дух – белый цвет, Материя – красный. Деформированные "крады", в принципе, можно воспринять как деформированные же "срубы" - защита, созданная человеком (символ Разума).
(подробнее о смысле вышитых оберегов читайте здесь).
Вышивка же, идущая по рукаву - уже чисто декоративная. Это, кстати, подчеркнуто использованной техникой: крестиком. ("Священные символы надо вышивать, как предки делали - набором, а то знаки силу потеряют. А для украшения можно и "городскими" стежками - крестиком, там" - так учила Капитолина Александровна Козулина, хранительница традиции Мологского уезда).
Все же, здесь еще видны отголоски "древней магии". Вышивка состоит из повторяющихся ромбов (воспоминание о "благословении на материнство"), правда, уже не разделенных на 4 части косым крестом, а просто с вписанным квадратом (как бы "еще помним, что должно быть 4 части, но зачем это нужно и как должно выглядеть - уже забыли").
|