Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица - это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.
Сюжет "Мать Мира с птицами в поднятых руках" встречается уже в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и "красном петухе".
Сюда же (к птице как символу Солнца) примыкает появившаяся в русской вышивке в XI веке птица-пава. Скорее всего, пава как узор была заимствована из искусства Византии - в нем павлин был одним из любимых мотивов.
| |
|
|
|
Полотенце Тверская губ., Бежецкий уезд | |
Подол женской рубахи Олонецкая губ., начало XX века | |
Полотенце Новгородская губ., конец XIX века |
Длинные перья хвоста павы понимаются как лучи, то есть символически это - птица-Солнце. При этом иконография павы очень разнообразна - в разных областях павам меняли пропорции, увеличивали или уменьшали хвост, добавляли хохолок на голове (иногда изображавший Солнечное колесо), и.т.п.
Есть даже сюжеты с Девой-Солнцем, сидящей на птице с пышным хвостом. Древние варианты "солнечной ладьи" (символа вечного движения Солнца по небу) также имеют птичьи головы, которые в более позднее время заместились на лошадиные.
Сюжет "Птицы около Древа Жизни" можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы. Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни. В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия - Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия. Между прочим, в знаменитой мезенской росписи изображения птиц всегда располагаются в верхнем ("небесном") ярусе узора. Да и в украшении девичьих рубах изображение птицы (если оно вообще присутствует) находится всегда в верхней части вышивки.
Изображения водоплавающих птиц (лебедей) на женских и девичьих головных уборах и одежде в приморских районах севера России связано с почитанием лебедя. Культ лебедя в этих местах восходит, по утверждению ученых, к неолиту. Изображение лебедя в искусстве северной Руси встречается не только в вышивке, но и на прялках, в деталях коновязи и даже на охлупнях крестьянских жилищ.
| |
|
Свадебное полотенце Пермская губ., Пермский уезд | |
Кокошник Ярославская губ., конец XVIII века |
В вышивке "лебядки" чаще всего используются в золотошвейных орнаментах девичьих головных уборов. В парных изображениях
водоплавающих птиц читается пожелание прочного и плодовитого брака. Кроме того, лебеди (также парами) присутствуют в свадебной символике, например, на свадебных полотенцах и поясах. Часто "лебядки" дополняются снизу "водным зигзагом", чтобы уж ни у кого не возникло сомнения в том, что это за птицы.
Еще один вариант "птичьего" узора - "курушки". Курица почиталась славянами как символ женского плодородия, поэтому курушек вышивали на одежде женщин детородного возраста. Кроме того, слово "кокошник" (северный женский головной убор) переводится как "курник": слово "кокошь" на древнеславянском обозначало и курицу, и петуха (название головного убора "сорока" в переводе не нуждается).Встречаются несколько видов композиций с курушками. Это может быть просто "курица с цыплятами", "утица с утятами". Также есть изображения нескольких мелких птиц внутри одной большой. И тот, и другой вариант безошибочно читается как заклятие на многочадие.
Изображение птицы Сирин тоже относится к "птичьим" мотивам. Оно появляется в вышивке в XVIII веке. Видимо, это связано с предшествовавшим распространением лубочных картинок в XVII веке. Эти картинки создавали зрительный ряд для старинных народных мифологических и сказочных сюжетов. Мастерицы стали вышивать Сирин золотой нитью на бархатных головных уборах, тамбурным швом на концах полотенец, строчевым шитьем на подзорах. Часто фигура Сирин сопровождается растительными мотивами, а то и вышитым текстом с именем мастерицы или цитатой из сказания.
С конца XVIII века в вышивке (преимущественно в городской) появляются сюжеты с геральдическим двуглавым орлом. Двуглавая птица (вариант "солнечной ладьи") была привычным мотивом для народной вышивки, поэтому кое-где геральдический орел просто "вписался" в готовый смысловой ряд. Но к началу XX века, в связи с утратой изначального (мифологического) смысла узоров, двуглавый орел стал иногда (видимо, в силу похожести силуэта) замещать "лягушечек"-Рожаниц на женских головных уборах, и Древо в трехчастных композициях типа "олени у Древа Жизни".
|