Вышивки >>>
"Словарь" значений вышитых символов>>> Приемы традиционной вышивки. Краткий обзор техник. |
||||||
При упоминании русской традиционной вышивки почему-то в первую очередь на ум приходит что-нибудь, "расшитое петухами". И обязательно крестиком. Что касается петухов, то на этом сайте уже выложена серия статей об узорах и символике деревенской вышивки, так что повторяться смысла нет. Поговорим о технике вышивки и употреблявшихся в ней стежках. Начнем "с конца", то есть с Крестика. Эта техника появилась в русской деревне позже всех остальных, во второй половине 19 века. "Традиционной", да еще и "русской" она не является вовсе. Крестик был привнесен вначале из помещичьих вышивок (а там он появился, разумеется, из Европы), а затем Генрих Брокар с его "мыльными" узорами, так сказать, добавил. Генрих Брокар - российский бизнесмен французского происхождения. В 1870х годах открыл в России мануфактуру по изготовлению мыла. Дабы увеличить рынок сбыта своего товара, придумал следующий маркетинговый ход. Его сотрудники посещали деревни и собирали образцы узоров, наиболее популярных у крестьян. Затем эти узоры были "исправлены" профессиональными художниками и переработаны в схемы для вышивки Крестиком. И к каждой упаковке "брокаровского" мыла прикладывалась бесплатная схема с узором, более-менее знакомым деревенским жителям. Ну и что, что, к примеру, священное изображение Великой Матери потеряло свой строгий идолоподобный силуэт и приобрело талию, бюст и игривые цветочки в волосах… Зато современно и "по-городскому". Интересно, что на Украине Крестик появился существенно раньше, и более естественным образом – просто был заимствован из культуры соседних славянских европейских народов (в первую очередь, разумеется, поляков). При всей "нетрадиционности" Крестика, он прекрасно вписался в группу "счетных" стежков – древнейших вышивальных техник, которые используют естественную структуру домотканого полотна как "сетку" для создания узора. Таких техник известно множество, причем некоторые из них существовали всего в одной-двух деревнях и нигде кроме. Мы опишем наиболее широко распространенные и поэтому широко известные "счетные" стежки – Набор, Роспись и Счетную гладь.
Помимо «счетных» стежков, в деревенской вышивке использовались и "свободные" стежки, которые позволяли вышивать круги, дуги, и вообще линии любой формы (контурные швы, несчетная гладь, Крестик по канве). В разных областях России, естественно, использовались различные швы. Что более интересно – в разных областях "свободные" техники появились в существенно разное время, и были заимствованы из совершенно различных источников. Самый известный и широко распространенный "свободный" стежок – это Тамбурный шов, называемый также Стебельчатым, Цепочкой, Плетешком, Мышиной тропкой. В вышивке Украины и пограничных с ней областей Южной России он появляется в 14 веке. Исследователи полагают, что там он был заимствован из народных ремесел соседних кочевых племен (напр., половцев). В то же время, в русскую народную вышивку Севера и Центральной России этот стежок приходит существенно позже (не ранее конца 18 века). Он проникает в крестьянский быт из помещичьих вышивок – а туда он привозится из Франции и называется на французский манер Тамбуром. Другие "свободные" стежки заимствовались от кочевых народов Урала и Сибири, а также народов Средней Азии, и, естественно, получили распространение в основном в приграничных с этими народами областях.
| ||||||
Литература
|