РУССКАЯ ВЕРСИЯ

ENGLISH VERSION

КОСТЮМЫ
ВЫШИВКИ
МАГАЗИН
КЛАССЫ
ССЫЛКИ
ПИШИТЕ НАМ


Раз в крещенский вечерок
(пьеса о святочных гаданиях с этнографическими комментариями)
Автор - Ирина Жукова.
Огромная просьба: при размещении этого текста на Интернет-ресурсах давать ссылку на traditionalrussiancostume.com

Действующие лица :

Девки :
Патрикея, Глашка, Машка, Дашка, Люська,Тоська, Анька
(в последней картине добавляются еще человек десять разных "безымянных" девок).
Парни :
Васенька (Василий Терентьевич),
"безымянные" парни (в самом начале, уходят с вечерки).
Мамелфа Тимофеевна (МТ),
баба "в самой поре" [1]
Несколько человек для обеспечения "гадальных шумов".


Девки и парни сидят на святочных посиделках, поют песню.

Люська (вбегая в дверь) :
Ой девочки, кончай вечерку, полночь уже [2] - гадать можно идтить!
Дашка :
А и верно, полночь! Девочки, кончайте петь да прясть!
(парни степенно поднимаются, прощаются (по типу "Прощевайте, Глафира Семенна!") и уходят)
Глашка :
А кого с собой-то позовем гадать, а то одним-то страшно будет!
Тоська :
Давайте Мамелфу Тимофевну - она баба справная, девять детишек родила, и живы все, да! Знать, у нее жила сильная и глаз хороший. Она и нас от нечистой силы защитит [3] , ежели что.
(выглядывает в дверь, кричит "вслед" : Мамелфа Тимофевна, не уходи! Иди к нам, гадать помоги!")
МТ
(входя в дверь и отряхиваясь)
Ой, девушки, ночь-то кака звездна, да снежок легкий! В таку ночь-то гадать хорошо : чуры [4] по земле бродять, судьбу говорять. Ну одевайтеся, да пойдем - какое место у нас в деревне самое нечистое-то будет?
Тоська :
Како тако нечистое место, Мамелфа Тимофевна, да что ты говоришь! К Рожеству же всюду всю грязь убрали, навоз повычистили...
Дашка :
Тоська, яка ты глупа! Кака грязь! Нечистое - знать, где нечистая сила живет [5] . Спросить ее чтоб ловчее было.
Глашка :
Так в пошли к нам на чердак! Ну или в сени. Домового спрашивать будем [6]
Люська :
Глашка, так и кажи, что струсила - "к нам, к нам". Пойдемте лучше к деду Пахому в овин [7] . Ты, Анька, зайди домой по дороге, да петуха черного возьми. Ты, Машка, у тебя ж сидим, воску захвати да миски с припасом.
Машка :
Ой, Люська, раскомандовалась! А я вот с вами не пойду, пойду я на перекресток, слушать : с какой стороны ко мне жених приедет? Где собака-то залает или лошадь заржет - знать, в ту сторону и замуж пойду!
Патрикея :
Отчаянная ты, Машка! Перекресток - это ж то самое нечистое место и есть [8] !
Машка :
Ну и ладно, зато там и гадать вернее всего.
(уходит)
МТ :
Ну что, красавицы, пошли тогда. Кресты нательные сняли [9] ? Пояса развязали [10] ? Еще что на одежде завязано - развязали? Дашка, косы-то [11] распусти. Люська, Патрикея - ножи возьмите, или кочергу что-ли-чай - круг железом [12] проводить. Глашка, горшок глиняный [13] еще бери - по дороге к Пахомову овину у колодца [14] остановимся, послушаем. Тоська, куда креститься собралась! А ну перестань немедленно, никак нельзя - гадать же идем.
Девки
берутся за мизинцы, молча выходят, идут к колодцу. Лица закрыты [15] платками.
У колодца :
девки встают в кружок вокруг колодца, спиной к нему. Мамелфа Тимофевна обводит их ножом или кочергой (чертит круг). Все заматывают лица платками, одна надевает на голову глиняный горшок. Слушают.
Вокруг раздаются звуки :
  • лай собаки
  • стук топора
  • топот коня
  • фраза со словом "скорее" (напр., "пошли скорее домой, холодно")
  • фраза со словами "не ходи" (напр., "Федяка, мелочь, не ходи на двор без тулупа")
МТ :
Ну довольно. Сказывайте таперя, что услыхали.
Люська :
Мне собака лаяла оттудова (показывает), знать, туда замуж идти.
Дашка (всхлипывает):
А мне топором стучали, это я теперь помру, Мамелфа Тимофевна?
МТ :
Не помрешь, не реви. Отведем, отмолим.
Глашка :
У меня конь топотал. Дорога дальняя, знать, будет мне.
Тоська (радостно) :
А мне говорили : "Скорее, мол, пошли". Ой, хорошо-то как! Замуж скоро выйду.
Патрикея (завистливо) :
Счастливая ты, Тоська. А мне еще год в девицах сидеть - "не ходи" сказали.
Прибегает "отчаянная" Машка
Машка :
Ой девки, а я на перекресток сбегала уже! Мне конь поржал в той стороне, где Кобостово - знать, в Кобостово замуж пойду!
Дашка :
Везучая ты, Машка. Кобостово-то - село богатое.
МТ :
Ну, девки, погалдели да и будя. Идем уже до Пахомова овина.
Девки
снова берутся за мизинцы и идут. Внезапно Глашка отбегает в сторону - остальные шипят "Куды, куды, скаженная!" - подбегает обратно, с поленом подмышкой. Входят в овин.
МТ :
Ну, девки, лучины зажигайте да раскладайте справу, что с собой принесли.
Глашка (хвастаясь поленом) :
А вона какое я полено у Макарья из поленницы вытащила! Гладкое, без суков да без трещин. Знать, муж будет добрый да ласковый.
Тоська :
Верное то гадание, Глашка. Вон Матрена на прошлые Святки вытащила суковатое да с трещиной - ну и муж у нее попался бирюк бирюком. Слова доброго не скажет, колечушка на праздник не подарит, слава Господу, что хоть не бьет.
(тем временем
девки собираются в кружок, расставляют мисочки с разным содержимым, топят на свечке в ложке воск).
Люська :
Выливай воск-от в воду, выливай! Чем застыло?
Дашка (рассматривая) :
Да вот что-то я не пойму... Сугроб, вроде…
Глашка :
Ой не надо сугроб! Это ж к смерти! Лучше смотри!
Дашка :
Или вроде дом какой... Да, да, церква получилася! К венцу идти! (радуется).
Патрикея :
А мне, а мне вылей! (заливает, берет, смотрит). Ой, а мне так и попросту кольцо. Замуж скоро пойду!
Тоська :
А ну-ка мне... (вынимает блин). Ну вот (грустно), а мне блин - еще год в девицах сидеть…
(вбегает
Анька с петухом).
Анька :
Девочки, так вот петух-то! Приклад расставили?
Люська :
Да вот он уже! (подводит Аньку к мисочкам, стоящим на полу).
Дашка :
На кого гадаем-то?
(здесь девки по очереди берут петуха, выпускают и смотрят, куда он пойдет).
Глашка :
Дайте мне петуха, дайте-ка…
(петух бегает беспокойно, к мискам не идет). Ну вот, петух-то носится как скаженный, муж, знать, шебутной будет.
Машка :
А мне, а мне... О, к крупе пошел! Точно, богатого мужа мне Бог пошлет!
Тоська :
Ну-ка, а у меня... Ой! К воде! Муж, знать, пьяница попадется... (всхлипывает).
МТ :
Ну и что, что пьяница. А ты ему крысиного гамна в вино-то намешай, он выпьет один раз, да от питья и вовсе отстанет. Верное средство, тебе говорю.
Патрикея :
Ой, а мне - к кольцу! Любить муж станет, подарки дарить...
Люська :
А у меня... ой. Уголь... (плачет). Что же мне, век весь, значит, в девках сидеть... детушек не понянчить...
МТ :
Люська, не реви. Иди-ка сюда (отводит ее в сторону). Меня Полетаевы давеча про тебя спршивали : какая ты пряха, да чисто ли у тебя в горнице. Неначе сватов засылать собрались. Мне больше верь, а не петуху поганому.
Люська (радостно) :
Ой спасибо, Мамелфа Тимофевна!
Дашка :
Гляди, гляди, а у меня петух зеркало клюет! Ой, муженек-то щеголе-ек будет (мечтательно закатывает глаза)..
МТ :
Вот то-то и плохо, что щеголек. Как заведет себе меньшицу [16] в соседней деревне - будете потом урожай-то по количеству детей делить : у кого больше от него детей - у тебя или у нее.
Дашка :
Да ну тебя уже, Мамелфа Тимофевна. Как скажешь, тоже... Чур меня от такого, чур!
МТ (вносит блюдо) :
Теперя, девочки, давайте-ка колечки-сережки в блюдо - подблюдные запевать станем. (все кладут колечки-сережки в блюдо). Ну-ка, Машка, тряси блюдо.
Машка :
Только ты, Мамелфа Тимофевна, тоже что-нить положи!
МТ :
Да вроде поздно мне, не девка уже чай.
Машка :
А ты все ж положи! Может, че и выпадет [17]
МТ :
Ну ладно (кладет).
все поют хвалу хлебу :
  • Еще нынее у нас да святые вечера, да Васильевские, илею
  • Мы не песню поем, хлебу честь отдаем, илею
МТ :
Ну, теперь давайте гадать. Машка, тряси еще! (вынимает кольцо. Далее под каждый напев она вынимает чье-то кольцо или серьгу и комментирует, кому что выпало).
  • Бей мати лучину, пеки пироги, слава, слава
  • К тебе будут гости, ко мне женихи, слава, слава
  • К тебе будут в лаптях, ко мне в сапогах, слава, слава
О, Глашка, замуж выйдешь, да жених богатый будет!
(вбегают еще девки).
Еще Девки :
А мы тоже хотим!
МТ :
Ну кладите колечки свои!
  • На крылечке сижу, долги нитки вожу, илею,
  • Еще посижу, еще повожу, илею.
  • Вот кому же эта песенка достанется, илею
  • Тому сбудется, неминуется, илею
О, а вот ты еще год в девках посидишь.
  • На дубочке два голубчика, слава,
  • Целуются, милуются, слава.
А тебе свадьба об этот год.
  • Заинька-ковыляинька, слава!
  • Ковылять тебе на чужу сторону, слава!
А ты в чужу деревню выйдешь.
  • Вился клен с березою - не развился.
  • Слава, слава!
И тебе к свадьбе!
  • Идет смерть по улице,
  • Несет блин [18] на блюдице.
  • Да стоит корыто [19] ,
  • Другим накрыто.
Ой! К смерти... [20] Сходи-ка в церкву завтра, поставь свечу за здравие, а то мало ли...
  • Сиду на тесу, чирей на носу, илею
Ох Божечки! Мое колечко! знать, к урожаю еще ребеночка рожу.
  • Рад бы гордиться,так штаны коротки, Илею
  • Что кому эта песенка достанется, Илею
  • Тому сбудется, не минуется, Илею
Это к бедности получается.
  • Идет свинья из Питера, вся шилеем изтыкана, илею
А это к достатку. Как сыр в масле кататься будешь.
  • Стоят санки у лисенки,илею
  • Хотят санки уехати, илею.
  • Кому мы поем, тому честь воздаем.
И кто у тебя в дорогу-то уедет? (девка, печально : "Дролечка!")
  • Мышь пищит, каравай тащит:
  • - Еще попищу, еще потащу!
  • Слава, слава!
Это к богатству.
  • За рекою мужики живут богатые, илею
  • Гребут жемчуг лопатою, илею
И это [21] к богатству.
  • Рылся кочеток на завалинке,
  • Вырыл кочеток жемачужину.
  • Кому спели, тому добро!
А это к счастью. А чье колечко-то? (все : не мое, не мое...) А что, оно остатнее было, нету больше? Ну, знать, это вам всем на счастье спелось. Все счастливые будете, девочки.
Патрикея :
Мамелфа Тимофевна, а как бы мне узнать : выду я за почетника-дролюшку [22] свово, или за другого кого отдадут?
МТ :
Ну, это просто. Как дролюшку-то твово зовут?
Патрикея (смущенно) :
Ва-асенькой...
МТ :
Ну так вот счас валенок возьми, на двор-то выйди, стань к воротам спиной да и кинь валенок через забор. Кто поймает - как зовут, спроси. Так и мужа твово звать будут [23].
Патрикея :
Так а если девица поймает, чи баба?
МТ :
А тогда по отчеству ейному. Как отца ее звали, так и муж тебе будет.
Патрикея
выходит с валенком, встает спиной к залу, бросает валенок в зал. Дальше - импровизация-диалог с поймавшим : как зовут/как отца твово зовут).
Патрикея (печально) :
Знать, не выйду я за Васеньку-то...
МТ :
А ты еще разок пойди попробуй [24] .
(теперь валенок ловит подсадной Васенька)
Патрикея :
Ой, Василий Терентьич! А чего это вы тута делаете [25] ?
Васенька :
Да так, мимо гулял, Патрикея Касьяновна. А скажите-ка, можно ли до вас сватов на Крещение заслать?
Патрикея (смущаясь) :
Как батюшка скажет, Василий Терентьич. Его спрашивать надобно.
МТ :
Ну довольно, довольно, намилуетесь еще! (девкам ) Эй, девки, собирайте приклад, лучины тушите, да и по домам. Утро уже скоро, а завтра всех жду к себе на вечерку-супрядку. Кудели берите поболе, да песни вспоминайте, что давно не пели. По домам теперя!
(все собирают вещи и поют что-либо под конец).


Этнографические комментарии
  • [1] Когда девушки отправлялись гадать на женихов, то с ними обязательно шла уважаемая в селе женщина среднего возраста. Мифологически это объяснялось как защита от нечистой силы, на бытовом же плане это скорее было что-то вроде "присмотра дуэньи", если пользоваться европейскими аналогиями. обратно
  • [2] Самым подходящим для гадания временем считалось время переломное, пограничное, в которое открывается граница между "тем" и этим светом (собственно от полуночи до первых петухов). обратно
  • [3] От нечистой силы мог защитить человек удачливый в житейском плане (здоровый, богатый, жизнерадостный и т.п.) обратно
  • [4] В славянской мифологии - духи предков, помогающие потомкам и защищающие их ("Чур меня, чур!" - "защити меня, предок!") обратно
  • [5] Местами обитания нечистой силы считались места, "пограничные" между разными сферами бытия :
    • крыльцо (сени) дома (граница между внутренним и внешним пространством)
    • околица деревни (граница между местом проживания "людей" ("наша деревня") и чужаков, которые еще неизвестно, люди ли вообще)
    • опушка леса (люди/звери и духи)
    • ворота, перекрестки обратно
  • [6] По славянским представлениям Домовой было не просто хозяйственный дух - он являлся как бы мифологическим главой семьи. Соответственно, он отвечал за и обеспечивал приплод скота и деторождение хозяев дома. Кроме того, он заботился о моральном духе семьи, мешал тайным грехам супругов. Ему приписывалось всеведение относительно будущего данной конкретной семьи. обратно
  • [7] Нежилые хозяйственные помещения (баня, хлев, овин, чердак, подвал) считались обиталищами духов-помощников : домового, банника, овинника, к которым и обращались гадающие. обратно
  • [8] Как известно, самоубийц хоронили на перекрестках, ведьмы варили свои зелья на перекрестках же. обратно
  • [9] Чтобы "не отпугнуть нечистую силу", у которой и надлежит спрашивать о будущем. обратно
  • [10] Пояс мыслился как универсальный оберег (еще с языческих времен) : это круг, в который заключено человеческое тело с рождения до смерти (на только что родившегося младенца в первую очередь и сразу надевали пояс, а с умершего его сразу же снимали). Соотв., в момент гадания человек как бы отдавался в руки потусторонних сил, сознательно жертвовал своей безопасностью ради информации о будущем. обратно
  • [11] Волосам женщины приписывалась магическая, "ведьминская" сила. Таким образом, расплетение косы означало высвобождение этой силы, и кроме того служило знаком утраты принадлежности к социуму и "возврата к природе", духам и предкам, символического вступления на их территорию. обратно
  • [12] Железо счилатось священным металлом, которого боится нечисть. Соотв., круг, проведенный железом, или железный засов на двери считались максимально сильными оберегами. обратно
  • [13] Это что-то вроде известного "мы с тобой одной крови - ты и я" : нужно было показать духам, что те, кто к ним обращаются - не совсем люди, а значит, свои, и имеют право на получение информации о будущем (ну право же, разве может быть человеком существо, у которого вместо головы глиняный горшок ? :-)) обратно
  • [14] Еще одно "пограничное" место : граница между стихиями (вода, земля, воздух). обратно
  • [15] Это - предохранительная мера, чтобы не быть узнанными (как односельчанами - иначе гадание не сбудется, так и духами - чтобы не навредили потом, в случае чего). обратно
  • [16] Меньшица - согласно русским средневековым документам, вторая (т.е. побочная, незаконная, "неводимая") жена, родившая ребенка от мужчины, состоящего в церковном браке с другой женщиной. Источники Х - ХVII веков содержат свидетельства бытования многоженства на Руси, но не позволяют оценить масштабы явления. Однако подобные семьи (хотя и считались отклонениями) не вызывали у односельчан удивления или порицания. обратно
  • [17] Вопреки распространенному сейчас мнению, гадали не только девки и не только на замужество. Гадали люди разных возрастов и положения, как женщины, так и мужчины. Вопросы могли быть самые разные : виды на урожай, заберут/не заберут сына в солдаты,жив ли глава семьи, уехавший на отхожий промысел, добрым ли будет новый барин и т.п. обратно
  • [18] Блин - обрядовая поминальная еда. Поэтому его "несет Смерть". обратно
  • [19] Корыто символизировало гроб, т.к.было на него похоже ("магия подобия"). обратно
  • [20] Далеко не все подблюдные песни несли в себе смысл положительный, благоприятный для гадающего. Заметный процент песен "предсказывал" смерть, бедность, сурового мужа, вдовство, неурожай и.т.п Разумеется, с подобными предсказаниями "боролись" путем молитв и церковных обрядов (освящения). обратно
  • [21] Если верить А.С.Пушкину, то этот напев был не к богатству, а к смерти (см."Евгения Онегина", сцену гадания Татьяны Лариной). Вообще, в это можно поверить, т.к. река в славянской традиции символизирует границу между миром живых и миром мертвых, соотв., "мужики", живущие за рекой, суть потусторонние духи (или попросту покойники). обратно
  • [22] Согласно деревренским обычаям, каждая девушка предбрачного возраста обязана была иметь постоянного кавалера (за которого она совершенно не обязана была потом выходить замуж). Наличие этого кавалера просто являлось своего рода "знаком качества" девушки : кому-то уже нравится - значит, на ней не зазорно и жениться. обратно
  • [23] Это гадание бытовало в России как минимум до 1910 года, т.к. моя прабабка вышла замуж в 1910м году буквально "этим способом" : она кинула валенок за ворота и попала по голове добру молодцу, который через неделю заслал к ней сватов (приглянулась больно :-)) обратно
  • [24] К концу 19го века обряд гадания стал менее строгим, в частности, стало можно "перегадывать" в случае неприятного (неудовлетворительного) результата. обратно
  • [25] Довольно часто парни прятались неподалеку от гадающих на замужество девушек и "обращали гадание в свою пользу" : например, лаяли в направлении своего дома (чтобы показать, что вот туда-то девушка и выйдет замуж), или ловили валенок (как в этом примере), или в нужный момент заглядывали в окно, чтобы отразиться в зеркале (в гадании с зеркалами, здесь не описанном). обратно

Литература
  1. Мужики и бабы : мужское и женское в русской традиционной культуре (Санкт-Петербург, "Искусство-СПБ", 2005)
  2. Морозов И.А. "Праздничная культура Вологодского края" (Российский этнограф, М., 1993)
  3. Зеленин Д.К. "Этнография восточных славян" (М., 1991)
  4. Ефименко П.С. "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ. (М., 1877)
  5. Громыко М.М. "Мир русской деревни" (М., 1991)
  6. Кабакова Г.И. "Славянские древности - этнолингвистичнеский словарь" (М., 1995-1999)
  7. Пропп В.Я. "Исторические корни "волшебной" сказки" (М., "Лабиринт", 2005)
  8. Пропп В.Я. "Русские аграрные праздники" (М., "Лабиринт", 2000)
  9. Мороз А.Б. "Мужчина в кругу своих жен (многоженство на Русском Севере)" (М., 2001)
  10. Веб-ресурс : www.machaon.ru/winter/svjatki.html
  11. Веб-ресурс : "Словарь славянской мифологии" http://www.pagan.ru/g/gadanie0.php